Работа направлена на выявление индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, определение уровня психического развития и позволяет обозначить комплекс проблем и ближайшие коррекционные задачи для разработки реабилитационного маршрута.
В ходе диагностики исследуются сферы психического развития: познавательной деятельности; особенности эмоциональной сферы; развитие крупной и мелкой моторики; навыки самообслуживания. В работе используются стандартизированные методики, подбирают диагностическое оборудование и наглядные пособия.

Важным аспектом является использование различного игрового материала, «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; «Диагностический комплект по оценке психического развития ребёнка»; проективные методики «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кактус», «Человек под дождём» и.т.д.
Старшей категории реабилитантов: для изучения логичности мышления и оценки уровня интеллекта, умственных способностей использется «Прогрессивные матрицы Равена» (для невербального тестирования), опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии», проективные методики «Несуществующее животное», метод незаконченных предложений. В результате психологического обследования родители реабилитанта получают необходимую консультацию по воспитанию и развитию ребёнка.