RSS

Социально-психологическая реабилитация - это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Психологи ГБУ ЦРИ «Бутово» проводят оценку психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации производится, исходя из состояния операциональных и динамических характеристик высших психических функций, уровня произвольной регуляции психической деятельности, личностных особенностей и реакций на ситуацию болезни и инвалидности.

Важным направлением социально-психологической помощи является работа не только с реабилитантом, но и его семьей.

Проводится психологическое консультирование родителей, как по вопросам развития предметно-практических навыков у детей, так и по возрастным особенностям, поведенческим реакциям детей, что способствует положительному взаимодействию детей и родителей, а также дополнению и расширению их опыта в воспитании и обучении детей в домашних условиях.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

- психологическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологическая коррекция;

- психотерапевтическая помощь;

- социально-психологический тренинг;

- психологическая профилактика.
                                                             

увеличение изображения на сайте
 

Психологи ГБУ ЦРИ «Бутово» проводят:

Психологическую диагностику, цель которой заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика проводится с помощью изучения анамнеза и диагностическими тестами. Как реабилитант справляется с поставленными задачами, говорит о его нынешнем психическом и психологическом состоянии.

Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающихся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Выявление психологических особенностей реабилитанта, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации.

Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направлены на сенсорно-перцептивную и интеллектуальную деятельности, эмоциональную сферу, поведение, личность.

Цели психологической коррекции могут быть связаны с оптимизацией социальной ситуации развития, развитием отдельных сторон деятельности подопечного, формированием психологических новообразований.

Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.

В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют беседу, наблюдение, активное слушание, игровую терапию, медитативные техники, гештальт-терапия, арт-терапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психологическая профилактика - это содействие реабилитанту в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности и формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания, а также создание условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Используются активные методы групповой и индивидуальной работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.
                                                           
увеличение изображения на сайте
 
Работая с реабилитантами, очень важно психологу найти к нему подход, подобрать адекватный для него метод коррекции, чтобы они с удовольствием посещали занятия и с интересом работали. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания реабилитанта, пробуждается активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей и человеческой полноценности, происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь.